04 декабря 2011 ~ 0 Comments

ИСТОРИЯ И РОМАНТИКА ВОСТОЧНОГО ЭКСПРЕССА


Восточный экспресс — это пассажирский поезд класса «люкс» частной компании  — Orient Express Hotels, курсирующий между Парижем и Стамбулом с 1883 года.

Идея запуска «Восточного экспресса» принадлежит бельгийцу Жоржу Нагельмакерсу. Восточный экспресс изначально планировался как не просто средство передвижения, а как средство для путешествия с комфортом.

Восточный экспресс это не просто средство для передвижения, это особый поезд, с которым связано много историй. История поезда и легендарна, и красива – Восточный экспресс испытал взрывы, стрельбу, застревал в снежных заносах…

История фешенебельных железнодорожных путешествий началась в 1864 году, когда новатор в строительстве железнодорожных вагонов, Джордж Мортимер Пульман, создал в Великобритании самый современный в Европе девятнадцатого века поезд, применив все передовые на тот момент технологии.

В 1870-х годах в Британии были введены в эксплуатацию первые спальные вагоны и вагоны-салоны, в которых впервые было организовано питание. Первый в Европе поезд, полностью состоявший из вагонов Пульмана  – Pullman Limited Express,– был введен в эксплуатацию в 1881 году. Он совершал рейсы между Лондоном и Брайтоном и был первым поездом, имевшим электрическое освещение. Позже, организовав взаимодействие между поездами и паромами, Джордж Мортимер Пульман воплотил в жизнь свою мечту о безопасных и комфортабельных железнодорожных путешествиях между Лондоном и Парижем.

Жорж Нагельмакерс, молодой бельгийский предприимчивый энтузиаст железнодорожного дела, также принялся за строительство железнодорожных вагонов класса “люкс”. 1881 году после ряда экспериментов Нагельмакерс впервые добавил в состав континентального поезда вагон-ресторан.

Включив в состав спальные вагоны и вагоны-рестораны, Нагельмакерс в итоге смог осуществить свою мечту, и 4 октября 1883 года состоялся первый рейс Восточного экспресса. Первоначальный маршрут пролегал из Парижа в город Джурджу (на реке Дунай в Румынии) через Страсбург, Вену, Будапешт и Бухарест.

К началу XX века великая эпоха железнодорожных путешествий была в полном разгаре. Туннель Симплон (протяженностью12,5 миль, самый длинный в мире на тот момент) был построен в 1906 году и значительно сократил время путешествия от Парижа до Венеции, и к 1921 году компания Orient-Express продлила маршрут поезда Восточный Экспресс до Стамбула. Поезд преодолевал путь от Парижа до Стамбула, равный более чем3000 километрам, за 67 часов. Позднее время в пути сократилось еще на 5 часов. Да и средняя скорость для того времени была неслыханной —50 км/ч, — и это при большей частью гористой местности. А в конце пути пассажиров ожидал единственный в мире мост, соединивший два континента — Европу и Азию.

Компания Orient-Express  не скупилась на средства, продумав сервис до самых мелочей. Это был не просто поезд с рестораном, а настоящий 5-звездный (по современным меркам) отель на колесах. Стены купе были отделаны ценными сортами деревьев с инкрустацией, шторы и занавески сшиты из дорогого бархата, люстры выполнены из хрусталя, вагон-ресторан был выполнен в стиле салонов времен Людовика XV, рассчитан на 24 персоны. На стенах висели акварели Делакруа, других классиков мировой живописи, а к услугам читающей публики имелась библиотека.

Это был первый в мире трансконтинентальный экспресс, прокатившийся между странами Европы, для которых в ту пору не существовало даже системы координации времени.

Пассажиры этого поезда естественно, были из элитной среды: дипломаты, миллиардеры, нефтяные короли, дипкурьеры, крупные бизнесмены — те, кто причислял себя к высшему свету. В разное время в Восточном экспрессе путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета вторая, Шарль де Голль, Агата Кристи и другие знаменитости. Не мог себе, к примеру, отказать в таком удовольствии и болгарский царь Фердинанд. Мало того, он сам не раз управлял поездом, когда тот проходил по территории его страны. И только после вмешательства руководства Международной компании спальных вагонов монарху пришлось отказаться от этой милой забавы. А вот другой, эпизод из истории поезда. Армянский нефтяной магнат Гульбенкян спасался на этом поезде от турецкого паши. В пути он прятал в персидском ковре своего сына.

На экспрессе постоянно ездили основатель современного турецкого государства Кемаль Атарюрк и знаменитый шеф немецкой разведки, посол фашистской Германии в Турции фон Паппен, шведский дипломат Рауль Валленберг. Не раз украшала своим присутствием салоны «Восточного экспресса» танцовщица-авантюристка Мата Хари. В поезде все было устроено на высшем уровне, с учетом любых пожеланий клиентов, в том числе совершить путешествие в обстановке полнейшей секретности.

В богатой истории Восточного экспресса, как в зеркале, отразились политические события ХХ века. Во время Первой мировой войны поезд поменял название на «Балкан Цуг» и связывал Берлин с Софией и Стамбулом — столицами тех стран, которые воевали против государств Антанты. Затем поезд переименовали в «Симплон-Восточный экспресс». В разгар Второй мировой войны появился псевдо-Восточный экспресс. Он использовался лидерами третьего рейха, на нем из Берлина в Турцию ездили гитлеровские военные и чиновники, а также представители союзных Германии и нейтральных стран.

И лишь по окончании войны, в 1947 году, был возобновлен прежний маршрут. Но, увы, в этот период он стал приобретать печальную славу поезда «холодной войны», ибо путь его лежал через территории государств, принадлежавших к разным политическим системам. Из-за этого возникали постоянные задержки в пути, связанные отнюдь не с техническими причинами. К тому же знаменитый некогда состав, уменьшившись в размерах, стал быстро терять свою красоту и романтику. Изменились лица пассажиров, снизилось качество сервиса.

Однажды, проехавшись на легендарном экспрессе, журналист «Нью-Йорк Таймс» так описывал этот период в жизни поезда: «На границах соцстран пассажиров вместо улыбок встречали настороженные взгляды таможенников. Они совали свои носы под сиденья, отвинчивали панели в потолке в поисках контрабанды. Проходы в моем вагоне были забиты коробками с телевизорами, стиральными машинами, которые везли домой поработавшие за границей люди»… Деградация экспресса становилась все заметнее. Состоятельная публика начала отдавать предпочтение авиалайнерам.

Поезд компании Orient-Express всегда был окутан покровом тайн и интриг, как вымышленных, так и реальных. За более чем столетнюю историю легендарный поезд был неоднократно описан в литературе и кино. Наиболее подробно Восточный экспресс описан в романе Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Совсем недавно поезд Venice Simplon-Orient-Express помог Круэлле де Виль совершить бегство в Париж в фильме «102 далматинца». Об этом поезде было написано много книг и даже музыкальное произведение под названием “Orient-Express Variations” (“Вариации на тему Восточного Экспресса”). Да и Джеймс Бонд катался в этом поезде в фильме «Из России с любовью». В России даже есть банк «Восточный экспресс».  Альфред Хичкок поставил фильм «Исчезнувшая женщина», основные события которого развивались в экспрессе.

В течение 94 лет «Восточный экспресс» возил богатых туристов, королей, удачливых аферистов, шпионов высокого класса и самых красивых женщин мира. 19 мая 1977 года он отправился в свой последний путь — слишком возросла стоимость его эксплуатации.

Однако легендарный поезд был спасен предпринимателем и энтузиастом Джеймсом Б. Шервудом. В 1977 году он купил два вагона этого поезда на аукционе «Сотбис” в Монте-Карло.

В течение последующих нескольких лет большие средства были потрачены им на обнаружение местонахождения, покупку и реставрацию примерно 35 винтажных (антикварных) спальных вагонов, пульмановских вагонов и вагонов-ресторанов.

25 мая 1982 года состоялось возрождение легенды, когда поезд Venice Simplon-Orient-Express совершил свой первый после долгого перерыва рейс из Лондона в Венецию.

Сегодня сверкающие на солнце вагоны Venice Simplon-Orient-Express продолжают перевозить пассажиров по всей Европе в изысканной обстановке поезда, доставляя каждому несравнимое удовольствие от одного из самых романтических путешествий в мире. Вот некоторые цифры и факты этого замечательного поезда:

  • Поезд составлен из оригинальных вагонов 1920-х годов – времени расцвета железнодорожных путешествий класса “люкс”
  • Вы всегда будете находиться под ненавязчивой «опекой» стюарда-проводника
  • Все блюда готовятся французскими поварами из самых изысканных и свежих продуктов
  • Обеды и ужины подаются итальянскими официантами в одном из трех вагонов-ресторанов, выполненных в разных стилях – Lalique (Лалик), Etoile du Nord (Северная звезда) или Chinoise (Китаянка), – а завтрак и послеобеденный чай будут поданы вам в купе.
  • В каждом купе имеется оригинальная раковина с горячей и холодной водой, а в ночное время оно превращается в комфортабельную спальную комнату с мягкими полотенцами и накрахмаленным постельным бельем.
  • Гостям на выбор предлагаются два вида купе: на двоих и на одного. За считанные секунды купе превращается из гостиной (в дневное время) в комфортабельную спальню (ночью)
  • Круглосуточные услуги стюардов-проводников доступны при помощи звонков, расположенных в каждом купе. В каждом купе электрические розетки международного стандарта на 230 вольт и 115 вольт (для электрических бритв) и индивидуальное отопление
  • Некоторые купе оснащены персональным сейфом
  • Курение в поезде запрещено

В наши дни, путешествие на Восточном экспрессе — очень недешевое удовольствие. Цены за путешествие в экспрессе начинаются от 1000$. Но …Винтажная обстановка поезда, таинственный дух истории располагают к романтичному путешествию. Просторные купе, украшенные великолепными панелями ручной работы, неспешное постукивание колес, потрясающие пейзажи, открывающиеся за окнами, невольно перенесут Вас в 20-ые годы прошлого века и наполнят путешествие романтичным очарованием.

 

 

теги: , , , , , , ,восточный экспресс поезд,поезд восточный экспресс,восточный экспресс поезд по европе,маршрут восточного экспресса,восточный экспресс маршрут,восточный экспресс поезд цена,кто играет белебея в великолепном веке,восточный экспресс

оставить ответ

*