20 ноября 2011 ~ 0 Comments

СУФИЗМ В ТУРЦИИ


«Приди, приди, кем бы ты ни был:/ Неверующий, приклоняющийся огню, приди./ Наша школа не есть школа отчаяния./ Даже если ты нарушил свои клятвы сотню раз,/ Приди, приди снова!»

                     Руми Мевляна

С первых дней ислама некоторые мусульмане были вовлечены в мистическую интерпретацию своей религии. В Турции, по крайней мере, с тринадцатого века, исламский мистицизм был выражен в суфийском братстве, которое служило центром духовной и социальной жизни.

Суфизм — (на арабском-тасаввуф, буквальный перевод — одетый в шерсть, от арабского «суф»- грубая шерстяная ткань, власяница-отличительный знак аскета) религиозно-филосовское учение (мистико-аскетическое течение), сложившееся в рамках ислама.

Итак, «суфи» — это человек верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению. Жизнь, подчиненная какой-либо цели, часто ассоциируется с Дорогой, и суфи обычно именуют себя людьми Пути, имея в виду Путь к Истине, являющейся одним из имен Всевышнего.

Cуфи живут по формуле «в миру, но не от мира». В миру они пребывают, как все, выполняя предписанные окружающим их обществом законы и правила (если они не противоречат принципам нравственности и человечности) и стараясь как можно лучше сделать мирскую работу. Но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости от общества и всегда абсолютно свободны от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, от слепого повиновения и благоговейного страха перед вышестоящими в мирской иерархии.

Основными особенностями суфиев являются проповеди бедности и даже отказа от имущества, признание всего происходящего перед ними и вокруг них в окружающем мире призрачным по сравнению с основными событиями, происходящими в душе у них, отказ от любых мирских действий, безмолвные молитвы (также известные как таффакур) и слегка ироничные, в нужном суфиям направлении, толкования Корана.

В Турции существует два важных ордена суфизма. Они появились на раннем этапе турецкой истории и до сих пор пользуются популярностью, — Мевлеви и Бекташи.

Орден крутящихся дервишей Мевлеви представляет собой мистическую группу, члены которой являются последователями великого поэта Мевляны, или Джалаладдина Руми. Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья.

Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом.

Члены ордена Бекташи были последователями мусульманского мистика Хаджи Бекташи Вели (1209-71). Орден базировался в Центральной Турции, в городе Хаджибекташ, в котором похоронен его основатель.

В суфийском ордене Бекташи музыка играет крайне важную роль. Бекташи считают, что Аллах живет в сердце человека, а смысл жизни человека — это его единство с Богом, это общесуфийская точка зрения Религиозные практики Бекташи довольно сильно отличаются от общеисламских. Бекташи избегают демонстрировать свое религиозное рвение, они не ходят в мечеть, они не молятся вслух, они не постятся — единственный пост в память о мученичестве имама Хуссейна длится три дня. Они не совершают паломничества в Мекку, они пьют вино в качестве сакрального напитка, женщины у них столь же уважаемы, как и мужчины и принимают участие во всех религиозных церемониях.

Музыка на этих церемониях играет огромную роль, она очищает душу, позволяет человеку заглянуть вглубь себя и убедиться, что Аллах — очень близко к тебе.

Итак…Возможно, суфизм все еще хранит тайну человеческого сердца, которая поможет людям выйти за пределы, разделяющие индивидуальное и коллективное «эго». Прибегая к предписывающим нравственным определениям суфизма, нам следует в завершение предоставить слово парадоксу и запредельному: «Суфий — это тот, кого нет».

 

теги: , , , , ,суфизм в турции,поэт мухиби,кто играет балибея в великолепном веке,кто такой мухиби,судьба балибея,Мевляна

оставить ответ

*